Дроссельная заслонка в современных автомобильных бензиновых двигателях является устройством, которое, наряду с другими системами, отвечает за регулировку состава топливо-воздушной смеси, поступающей в цилиндры для сгорания.

Для различных режимов работы двигателя необходим строго определенный качественный и количественный состав горючей смеси и его нарушение может привести к нестабильной работе двигателя на соответствующих режимах, потере мощности силовой установки и повышенному расходу топлива.

Именно поэтому важна полная функциональная работоспособность дроссельной заслонки, которая может быть нарушена загрязнениями в процессе эксплуатации автомобиля.

Почему загрязняется дроссельная заслонка

Кроме того, что загрязнение само по себе является естественным процессом для любого работающего механизма, интенсивность загрязнения именно дроссельной заслонки увеличивают система вентиляции картерных газов и рециркуляции отработавших газов, которые в соответствие с экологическими требованиями направляют вредные вещества на дожигание в топливную смесь. В результате их работы на дроссельной заслонке появляется стойкий налет смолистых отложений.

Как часто необходимо чистить дроссельную заслонку

Чистку дроссельной заслонки следует проводить по мере ее загрязнения. В среднем это может происходить один раз в 30000-50000 км. Определить ее загрязнение можно по следующим признакам нарушения нормальной работы двигателя:

  • неустойчивой работе двигателя на холостом ходу с периодическими резким уменьшением оборотов и последующим резким их увеличением (так называемым «провалам»);
  • рывками во время движения на малых скоростях, обусловленными неустойчивой работой системы холостого хода;
  • склонности автомобиля глохнуть при попытках движения сразу после запуска холодного двигателя.

В общем, любые изменения в нормальной работе двигателя на холостом ходу могут быть вызваны именно загрязнением дроссельной заслонки. Все дело здесь в том, что на холостом ходу двигатель работает с практически полностью закрытой дроссельной заслонкой и любые изменения в проходном сечении между дросселем и его корпусом, необходимом для устойчивого холостого хода, сразу же сказываются на работе двигателя как раз на его холостом ходу.

Чтобы убедиться в том, что дроссельная заслонка нуждается в очистке необходимо снять патрубок, идущий к дроссельной заслонке со стороны воздушного фильтра и аккуратно надавив на заслонку перевести ее в положение частичного или полного открытия. Если при этом будут хорошо видны загрязнения, значит данный узел нуждается в очистке.

Как почистить дроссельную заслонку

Особых сложностей в чистке дроссельной заслонки нет. Качественно провести данную процедуру можно только полностью сняв дроссельную заслонку с двигателя. Рассмотрим процесс очистки дроссельной заслонки на примере двигателя семейства Duratec 1,8 литра автомобиля Форд Фокус.

Снимите декоративную крышку двигателя, если она на нем установлена. Обдуйте сжатым воздухом из компрессора или обметите кисточкой место будущих работ.

На данном двигателе дроссельная заслонка имеет электронный привод. Поэтому, выключите зажигание, если оно было включено до этого, отсоедините фишку и отключите провод, идущий к приводу положения дроссельной заслонки. Перед отсоединением провода нужно будет сдвинуть красный язычок блокиратора на фишке. Если на вашем двигателе привод дросселя механический, то нужно будет отсоединить тягу от заслонки.

Ослабьте хомут крепления и отсоедините патрубок, идущий со стороны воздушного фильтра. Для удобства последующей работы лучше совсем демонтировать патрубок предварительно ослабив хомут и отсоединив патрубок еще и на стороне корпуса воздушного фильтра.

Открутите четыре винта крепления дроссельной заслонки и снимите ее. Во избежание попадания во впускной коллектор мусора или случайно упущенных предметов закройте образовавшееся отверстие полиэтиленовым пакетом.

Извлеките из корпуса дросселя уплотнительное кольцо, чтобы оно не потерялось и не повредилось в процессе очистки.

Для очистки внутренних поверхностей дросселя от смолистых отложений используйте аэрозольный баллончик специального очистителя для карбюраторов. Распылите достаточное количество очистителя на загрязненный участок, дайте некоторое время для растворения отложений, после чего протрите участок чистой тряпкой или специальной салфеткой.

Действуя аналогичным образом, очищая последовательно один участок за другим, добейтесь чистоты всех внутренних поверхностей дроссельной заслонки. Труднодоступные места можно обработать кисточкой мягкой или средней жесткости.

После чистки дроссельного узла установите его на место и проверьте достигнутый в результате очистки эффект, запустив двигатель и проведя при необходимости пробную поезду.

После проведенных действий все проблемы с работой двигателя на холостом ходу, которые были связаны с загрязнением дроссельной заслонки, должны исчезнуть. Силовая установка снова будет радовать вас стабильной работой на холостом ходу и под нагрузкой при переходе с малых оборотов на повышенные.