Кaпитaл – этo пoнятиe дoстaтoчнo aбстрaктнoe и мoжeт включaть в сeбя нe тoлькo oсязaeмыe вeщи, нo и пoтeнциaльныe вoзмoжнoсти и дaжe твoрчeскиe спoсoбнoсти. А для oпрeдeлeния тoгo, чeм вы дeйствитeльнo oблaдaeтe и мoжeтe рaспoряжaться нa свoe усмoтрeниe, eсть бoлee тoчнoe oпрeдeлeниe: сoбствeннoсть.
И в пoслeднee врeмя, нaрaвнe с сoбствeннoстью мaтeриaльнoй всe бoльшee знaчeниe приoбрeтaeт нeмaтeриaльнaя — интeллeктуaльнaя сoбствeннoсть. Тoлькo для этого нужно вовремя и как положено оформить свои интеллектуальные права.
Патент на бренд – это средство заработка и необходимый инструмент для компаний разного масштаба и частных предпринимателейпо всему миру. Он позволяет закрепить за собой владения определенной торговой маркой и ее атрибутами с тем, чтобы никто другой не смог воспользоваться ни ею, ни ее доходами.
Запатентовав бренд, сможете быть уверены, что другой предприниматель не создаст компанию с идентичным именем и дизайном, и не будет паразитировать, откусывая часть доходов от вашего «пирога», в который вы вложили свои силы и средства.
Что такое бренд и свидетельство на него
Бренд – это одно из ключевых понятий бизнеса в целом и маркетинга в частности. Защищенная юридически компания, ее название, логотип и некоторые остальные индивидуальные свойства превращаются в полноценный и правомочный бренд. Таким образом, бренд –тне только название торговой марки, изображение ее логотипа и цвета, шрифты, всевозможные дизайнерские находки и идеи для ее оформления.
Но и более широкое проявление, охватывающее также возможность выделять и отличать предприятие и его услуги от работы конкурирующих компаний, а значит имидж, репутацию и в конечном итоге конструктивный успех всей компании на рынке. И для предпринимателей, и для их партнеров, клиентов и всей общественности бренд превращается в некоторый ориентир и мерило производственного, рекламного, финансового успеха, инструмент для их достижения.
Правовая и психологическая составляющая в этой сфере столь крепко связаны и переплетены между собой, что существование стандартной документации и четкой процедуры ее оформления является насущной необходимостью и условием развития бизнеса.
В случае, если для удобства обращения по умолчанию принять бренд — обобщенный синоним фирменного стиля компании и/или продукта, в таком случае его элементами можно признать: название; логотип; товарный знак; знак обслуживания; фирменное наименование; фирменный цвет (цвета). Все они, при соблюдении общего стиля, обеспечивают слитность визуального и смыслового восприятия образа компании реципиентами (как клиентами, так и конкурентами/партнерами).
Такая классификация вплотную приближает нас к понятию патента на бренд как юридического подтверждения существования этих явлений субъектам рынка. Потому что установить, подтвердить и защитить авторство, первородство и исключительное право на владение брендом и всеми его составляющими исключается без соответствующего охранного документа.
Как запатентовать бренд
Интеллектуальная собственность является единым термином для обозначения собственности на все нематериальные объекты: произведения, инновации и товарные знаки. (если вы юридически являетесь физическим лицом, то перед регистрацией бренда необходимо зарегистрировать фирму или стать частным предпринимателем.
То же самое бренд, который вы хотите запатентовать, может быть новым или уже некоторое время существующим – главное, чтобы использовался он только вами. Надежнее всего, конечно, вносить молодой бренд в самом начале его развития, чтобы раньше предотвратить все возможные в дальнейшем казусы.
Придумать все его простейшие положения, перечисленные выше, можно самостоятельно, если ваши творческие возможности и амбиции дают такую возможность. Но в большинстве случаев компании предпочитают вверить этот процесс, который называется брендингом, профессионалам. Это может быть рекламное агентство, отдельный дизайнер, специализированное брендинговое бюро, отдел собственного маркетинга или рекламы вашего предприятия.
В случае, если бренд не создается «с нуля» или у вас есть сомнения в его уникальности, следует провести проверку товарного знака. Поиск по базе уже зарегистрированных товарных знаков даст подтверждение того, что ни имя, ни изображение искомого логотипа не занято другими владельцами.
Заодно вы узнаете суммы финансовых затрат и размер пошлин, которые придется уплатить за регистрацию бренда. Оформить заявку на информационное исследование и оформление бренда вы можете самостоятельно, если готовы разобраться во всех тонкостях этой правовой процедуры.
На сегодняшний день в мире существует 45 классов товаров и услуг, по установленной форме принятых в Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), введенной в процесс Ниццкой Конвенцией. Чем правильнее вы сгруппируете свои вещи/услуги и укажете это в заявке, тем больше шансов, что регистрация пройдет успешно.
Более того, чем больше классов вам удастся охватить в патенте – тем более защищенным можно считать ваш бренд. Правда, следует учитывать, что записывание в каждом классе осуществляется по дополнительному тарифу.
Рассмотрение заявки сотрудниками патентной организации длится около месяца, по истечении которого на почтовый адрес, указанный вами (вашим патентным поверенным) в качестве адреса переписки, должно прийти официальное уведомление.
Если информационный иск и заявка были оформлены правильно, а ваше желание получить право собственности на бренд и не нарушает ничьи интеллектуальные права, то вы получите так называемое «Решение о принятии заявки к рассмотрению».
С этого момента вы имеете право использовать бренд и заявленную при регистрации его атрибутику для маркировки товаров/услуг своего предприятия, издавать их от своего имени и получать с их помощью доход.
Однако по закону бренд еще не является вашим в полном смысле слова. Прежде, чем вам будет выдан патент государственного образца, может пройти примерно полтора года – именно столько времени в большинстве случаев занимает запись бренда. Известны случаи, когда процедура происходила и в более короткие сроки – инда по 6-10 месяцев, но это зависит от наличия заявок в этот период и особенностей вашей конкретной заявки.
Можно прибегнуть к способу ускорить процесс регистрации бренда: одновременно дать конвекционную международную заявку на регистрацию бренда по Мадридскому протоколу. Государственная пошлина на получение свидетельства о регистрации оплачивается после того, как оно окажется у вас на руках. Но если не сделать этого – актив будет аннулирован.
Это шаги, которые предстоит пройти человеку, желающему закрепить за собой право на название фирмы, ее логотип, лозунг и т.п.
Официальный патент дает возможность владельцу защитить торговую марку от конкуренции и плагиата, заработать на ней собственной деятельностью или — или ее продажей (сдачей в аренду).
Но только в том случае, ежели заявка не регистрацию бренда пройдёт проверку на правильность. Поэтому не стоит даже пытаться сымитировать уже известные, раскрученные названия предприятий («Сони», «Адидас», «Кока-кола» и т.д.) или популярные общеупотребимые слова (вино, хлеб, одежда и т.д.).
В остальных случаях вы имеете полное право претендовать на исключительное владение собственной разработкой и пользоваться законом в своих интересах.