Страхование грузов представляет собой разновидность имущественного страхования, основной целью которого является защита интересов собственника груза, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и возможных финансовых убытков в процессе перевозки имущественной ценности.
Во всем мире приняты определённые правила при страховании грузов, которые подразделяются на три основные категории «А», «В» и «С». Причём, наиболее распространены первые две формы.
В случае страхования грузов по варианту «А», ответственная компания не оплачивает возможные убытки в следующих случаях:
- во время военных действий и повреждение грузов минами, бомбами и т.д.;
- негативное воздействие на груз радиации от различных источников, в том числе и после атомного взрыва;
- воздействие повышенных или пониженных температур, которые вызвали порчу или усушку груза;
- если во время погрузки была повреждена упаковка товаров;
- умысла страхователя для заведомого получения финансовой выгоды;
- нехватки груза при полной герметичности внешней упаковки;
- при повреждении огнём, если возгорание произошло не по вине страховщика;
- при повреждении груза насекомыми или грызунами;
- форсмажорных обстоятельств, которые увеличили первоначальный срок доставки груза и страхователь понёс финансовые убытки.
Категории «В» и «С» построены на принципе включения, т. е. страховщик оплачивает только те случаи, которые прописаны в данном положении. По сравнению с вариантом «А», возможных страховых ситуаций здесь значительно меньше. Для категории «В» страхование перевозок осуществляется по следующим принципам:
- стихийные бедствия (буря, молния, вихрь и т.д.), которые оказали непосредственное влияние на порчу груза, а также крушение или столкновение транспортных средств;
- пропажа транспортного средства без вести;
- форсмажорные обстоятельства при погрузке и выгрузке грузов;
- общая авария, т.е. когда при возникновении чрезвычайных ситуаций часть груза намеренно повреждается обслуживающим персоналом (например, на судне начался пожар, и капитан принял решение залить водой часть уцелевшего груза);
- различные расходы по спасанию груза во время чрезвычайных ситуаций (если данный пункт прописан в соглашении).
Оговорка «С» практически идентична категории «В» с той разницей, что все указанные страховые случаи действуют только при полной утрате всего количества груза. А частичные выплаты возможны только лишь при: пожаре на транспортном средстве, аварии или крушении.
Все данные положения действуют в неизменном виде только для ускорения процедуры страхования для сокращения транспортных издержек. По обоюдному желанию собственника груза и фирмы страховщика, в них могут быть, как добавлены определённые пункты, так и исключены.